Фев 20, 2020
50 Views
0 0

Главы крупнейших столичных музеев попросили Путина разобраться в проблеме вокруг наследия Рерихов

Written by

Главы крупнейших российских музеев обратились с письмами к президенту РФ Владимиру Путину, его помощнику Владимиру Мединскому и руководителю администрации президента Антону Вайно, попросив провести комплексную оценку ситуации, сложившейся вокруг художественного наследия Рерихов, и оказать содействие в ее разрешении. Об этом пишет РБК.

Направленные в феврале письма подписали директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак, руководитель Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и другие — всего 13 человек.

По мнению авторов письма, Международный центр Рерихов, Национальный рериховский комитет и другие общественные организации «начинают диктовать свои, зачастую дилетантские и непрофессиональные условия по хранению и экспонированию произведений Рерихов». Об этом рассказал один из подписантов, генеральный директор Музея Востока Александр Седов.

В письме помощнику президента Пиотровский сообщил о создании комиссии, которая будет заниматься сохранением рериховского наследия. Как рассказала Марина Лошак, комиссия, в которую вошли директора и главные хранители музеев, а также реставраторы, выработает рекомендации по работе с коллекцией и ее экспонированию. «В ситуации с наследием Рерихов действительно есть проблемы технического свойства, но Минкульт выделил деньги на их разрешение», — добавила она.

В 2017 году художественная коллекция Международного центра Рерихов перешла в федеральную собственность — к Музею Востока, а в 2019 году ее экспонирование началось на ВДНХ. Однако это вызвало возражения центра, представители которого жаловались на то, что температурные и влажностные режимы в павильоне не соответствуют необходимым требованиям. По их мнению, наследие художника необходимо вернуть центру и экспонировать в усадьбе Лопухиных.

Глава Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) Дмитрий Антонов заявил, что условия для экспонирования картин в усадьбе были неподходящими. «Это здание XVII-XVIII веков, без гидроизоляции, там плесень, грибок, оно требует серьезной, многолетней, комплексной реставрации», — заявил он. По его словам, на ВДНХ «условия лучше, хотя и они от идеальных далеки». Представители центра, в свою очередь, заявляют, что помещение на ВДНХ представляет собой склад, где картины «висят как ковер», осыпаются и страдают из-за перепада температур.

Авторы письма президенту утверждают, что мнение Международного центра Рерихов о небрежном отношении к коллекции не соответствует действительности. «К наследию Рерихов нужно подойти столь же профессионально и бережно, как к наследию любого крупного художника. Но значит ли это, что на людей, которые могут и должны профессионально решать эту задачу, могут оказывать давление люди непрофессиональные, далекие от реальной музейной практики?» — сказала Марина Лошак.

Александр Седов подчеркнул, что никаких изменений в сохранности картин, экспонируемых на ВДНХ, на данный момент не выявлено. Результаты проверки Генпрокуратуры ему неизвестны, но, судя по промежуточным оценкам пожарного контроля и Роспотребнадзора, «никаких глобальных проблем» нет.

Причиной для обращения к руководству страны стала «некоторая нервозность коллектива» музейщиков, которые работают с наследием Рерихов, говорит Седов. «Нас преследуют с ноября месяца, работать в таких условиях довольно сложно, а в целом ситуация продолжается лет 25, — сказал он. — Это пора заканчивать».

Новый министр культуры Ольга Любимова 18 февраля не исключила, что коллекция Рерихов может вернуться в усадьбу Лопухиных. Но сначала будет проведена дополнительная экспертиза здания, которая будет завершена 25 февраля. По ее словам, принципиальной позиции министерства о размещении картин пока нет. Любимова добавила, что министерство предложило «рериховской общественности» семь других особняков в Москве для размещения коллекции, но представители центра отказались от всех предложенных вариантов.

Международный центр Рерихов с середины 1990-х годов занимал построенную в XVII веке усадьбу Лопухиных — бывшее поместье Григория Потемкина. Здание было передано центру в аренду на 49 лет, а в 2014 году московские власти дали ему право безвозмездного пользования строениями усадьбы. Там экспонировалась коллекция Рерихов, переданная центру сыном художника Святославом Рерихом. Однако через год усадьба была передана в федеральную собственность Росимуществу, а затем — Музею Востока. Летом 2019 года права на усадьбу перешли ГМИИ им. Пушкина.

При этом Международному центру Рерихов угрожает ликвидация из-за невыплаты налогов на сумму 45 млн руб., говорит заместитель гендиректора Общественного музея Рериха Павел Журавихин. По его словам, приставы не дают центру возможности погасить задолженность, продав часть имущества, в том числе принадлежащие ему картины, и фактически создают ситуацию принудительного банкротства.

Источник

Article Categories:
Кино и музыка

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 5 =


Яндекс.Метрика