Апр 17, 2018
228 Views
0 0

Джеймс Камерон. Создатель «Терминатора», «Титаника» и «Аватара»

Written by

«Я не прочь создать новую вселенную».

Согласитесь, непросто представить мировой кинематограф без такого проекта, как «Терминатор» или без гениального «Аватара». Но пару десятков лет назад мало кто мог предположить, что видение, случайно посетившее голову юного режиссера во время бреда, вызванного жестоким приступом гриппа, обойдёт всю планету, как взрывная волна. А уже 7 лет спустя зрители были поражены прямо в сердце следующим, еще более разрушительным ударом. Легендарная картина, созданная великим и уникальным человеком. Режиссёром, снимающим только культовые фильмы. Джеймсом Камероном.

Содержание

  • 1Детство и юность Джеймса Камерона
  • 2Первый режиссёрский опыт
  • 3Однажды приснился Терминатор…
  • 4Лучшие фильмы Джеймса Камерона. «Терминатор»
  • 5Личная жизнь Джеймса Камерона

Детство и юность Джеймса Камерона

Джеймс Фрэнсис Камерон явился на свет 16 августа 1954 года в маленьком городке Капускасинге, в Канаде. Отец Филипп был инженером-электриком, а его жена Ширли трудилась на должности медсестры, параллельно увлекаясь рисованием. Когда Камерону-младшему исполнилось 2, семья перебралась в двухтысячный посёлок под названием Чиппава, расположенный за 5 километров от одного из природных чудес света — Ниагарского водопада. Там мальчик и начал ходить в школу.

В 17 лет семья Камерона уехала в Соединенные Штаты, обосновавшись в Бреа, штат Калифорния. Институт Джеймс бросил, не закончив, после чего устроился водителем грузовика и автобуса для школьников. Вечером он трудился в гараже, находящемся через дорогу от дома. Джеймс говорит, что всегда желал быть писателем. Он много читал, ценил научную фантастику, и даже самостоятельно писал рассказы о будушем.

Будущий режиссёр постоянно ходил в киноархив Южнокалифорнийского института, где самостоятельно разбирал технику спецэффектов в кино. В 1977 году Камерон увидел картину «Звездные войны» Джорджа Лукаса, после чего его будто осенило. По его словам, он сидел, будто пораженный молнией. Тогда к нему пришло чёткое осознание того, что больше всего в жизни ему хочется снимать фильмы.

Первый режиссёрский опыт

Камерон уволился с тогдашней работы, одолжил у родителей деньги и в 1978 году вместе с другом Рэндоллом Фрайксом снял на обычную любительскую видеокамеру свой первый фильм «Ксеногенезис». Этот 12-минутный ролик повествует о том, как 2 героя Лори обнаруживают большой космический корабль. На его борту они находят робота. Он отдалённо напоминает наброски образов, позже использовавшихся в картинах «Терминатор» и «Чужые». Простые декорации из железных блоков, танк-убийца (он был смастерён из настольных ламп), ну и конечно — человек, противостоящий в одиночку бездушным механизмам. Начальный кадр – человек с железной рукой. Киборг.

Данное творение было показано Роджеру Корману, мастеру малобюджетного кино, на тот момент снявшему уже около полусотни фильмов. Роджер имел собственную киностудию под названием «New world». В ней выпускали недорогие проекты категории «B», бюджет которых составлял, в среднем, около 100 тысяч долларов. Тем не менее, Корман был уважаемой личностью в мире кино. «Ксеногенезис» им был оценён достойно. Камерону предложили работу художника по спецэффектам и мастера по мини-моделям. Покадровая анимация роботов, сделанная в «Ксеногенезисе», может впечатлить и сегодня. В тот момент, когда Джеймс узнал, что будет трудиться на благо киноиндустрии, он почувствовал себя счастливейшим на планете человеком.

Однажды приснился Терминатор…

Однажды Камерону приснился металлический скелет, который выходил из огня – похожая на человека конструкция, неуязвимая и совершенно бездушная, одержимая только целью убивать и сметающая всё на своей дороге. Образ был очень реалистичным, и Джеймс проснулся в холодном поту. Добрый десяток минут он был ужасно напуган и не мог осознать, что никакой угрозы нет.

Камерон более 3 лет вынашивал в голове план съемки масштабного фильма о роботе-убийце, который был прислан из будущего, чтобы убить командира повстанцев, пока тот был еще ребёнком. Джеймс с юности привык фиксировать на бумаге новые образы, мелькавшие в сознании. Отметим, что режиссёр великолепно рисует.

Джеймс Камерон регулярно страдает от ночных кошмаров, из которых нередко черпает идеи для собственных картин. Он считает, что «видеть приятные сны — просто терять время».

Это интересно: Воображение Джеймса всегда шло впереди возможностей кинопроизводства. Поначалу Терминатор был им задуман, как хамелеон, способный изменять собственную внешность. Однако, добиться медленной трансформации внешнего вида за счёт мультипликации тогда возможности не было, идти же на компромиссы Камерон отказывался. Он решил, что лучше дождется, пока прогресс подарит ему шанс сделать всё так, как было задумано. Ну а идею «Аватара» Джеймс, например, вынашивал десятилетия. Просто потому, что в 90-е годы он не мог их реализовать так, как хотел. Джеймс говорит: «Я умею ждать».

Лучшие фильмы Джеймса Камерона. «Терминатор»

Пригласить на роль киборга-убийцы Шварценеггера режиссёра убедили продюсеры. Он к тому моменту успел прославиться, сыграв главную роль в «Конане». Арнольд дал согласие, но сначала попросил дать ему время закончить съемки второй части «Конана». Из-за этого, снимать «Терминатор» начали почти на год позже, чем изначально планировалось. Кстати, в период вынужденного простоя Камерон успел написать сценарий «Чужих».

Майкл Бьен сначала не прошел в многообещающий проект из-за заметного южного акцента. Тем не менее, Камерон отстоял этого актёра – он был убеждён, что Майкл прекрасно соответствовал нужному типажу. А акцент был убран при озвучке.

Камерон говорит, что во время съемок многое изменялось прямо на ходу. Одни сцены выбрасывались и заменялись другими, добавлялись новые. Много раз меняли типаж какого-то персонажа. Трудно понять, как в итоге вышел настолько цельный фильм. А тут еще вечная нехватка денег.

Мизерный бюджет…

Это интересно: Фильм на самом деле был низкобюджетным, поэтому, даже продюсеры совсем не ждали от него чего-то большего, чем окупленные с минимальной прибылью расходы. Скорое забвение казалось логичным продолжением. Музыку записывали с помощью устаревшего синтезатора, а для получения знаменитого звона в музыке использовалась чугунная сковородка. Ею просто колотили по микрофону. Звук был записан в моно-режиме. Даже грузовик, который, согласно сюжету, должен был быть подорванным в финале, оказался слишком большой нагрузкой на бюджет. Поэтому, взрывали его маленькую модель. В конце же горела кабина уже другого грузовика. Её привезли со свалки. Непросто поверить, но пришлось экономить даже на тележке для операторов, использующейся для съемок. Оператора катали на обычном инвалидном кресле!

В кадре иногда виднеются всяческие проволоки и тросы, с помощью которых дергали Терминатора, а иногда можно заметить даже никак не замаскированных технических работников. Без сомнения, один из величайших фильмов за историю кинематографа, точка отсчёта в научной фантастике, был снят за считанные доллары. Общий бюджет составил 6 миллионов американской валюты. При этом, значительная часть этой суммы пошла на выплаты Шварценеггеру и страховку. Нельзя не поразиться таланту режиссера, который сумел так достоверно перенести на плёнку всё вдохновение. Неблагоприятные условия не смогли помешать фильму стать шедевром.

И огромный успех

Это суперзрелищное действо сумело собрать в кинотеатрах Соединённых Штатов в десяток раз больше, чем было потрачено продюсерами. Сегодня же даже такая сумма кажется просто смехотворной, ведь мы уже знаем, чем эта картина стала для зрительской аудитории – даже после совершенно роскошного сиквела, снятого тем же Камероном в 1991-м, многие люди считают, что именно первый «Терминатор» стал непревзойденным – он был вдохновлённым и простым, как и всё гениальное. «Терминатор» остался единственным фантастическим боевиком своего рода, который раздвигал границы возможного. Впрочем, все фильмы Джеймса Кэмерона известны тем, что они ломают стереотипы и раздвигают границы – ведь воображение режиссера шло намного дальше, чем был способен увидеть зритель.

Феерический успех «Терминатора» мигом вознес неизвестного молодого режиссера к вершинам голливудского Олимпа. Именно там, Джеймс уже мог творить, не заботясь более о деньгах.

«Чужие»

Огромное впечатление на нашего героя произвел фильм режиссёра Ридли Скотта «Чужой». В нем шла речь о неком инопланетном организме, единственной целью которого было выжить любой ценой, уничтожив при этом всё живое около себя. После первого просмотра данной ленты Джеймс задумал снять её продолжение. Сценарий, который был им составлен во время вынужденной паузы перед съемками «Терминатора», был назван «Чужой 2». Он, кстати, немного отличался от конечного варианта, вышедшего на экраны в 1986-м – фильма «Чужие». Роль капрала Хикса сперва была закреплена за Джеймсом Римаром, а не за Майклом Бьеном. Однако, Камерон уволил актёра за то, что у него был свой независимый взгляд на то, каким образом должен выглядеть его персонаж. Стоит отметить, что для Камерона на территории съемочной площадки не могло существовать мнения, отличающегося от его собственного. Вскоре вслед за Римаром ущел и оператор Дик Буш. По той же причине – за собственное мнение.

Это интересно: Джеймс Камерон на съемках – настоящий диктатор, считающийся только со своими представлениями о каждом персонаже и наказывающий всех, кто осмеливается по этому поводу спорить. Но не благодаря ли этому его фильмы получаются настолько совершенными?

«Чужие» повторили успех «Терминатора», возможно, даже превзойдя его. Были заработаны сразу 2 «Оскара» — за лучшие спецэффекты и потрясающее музыкальное сопровождение. Ну а классную актрису Сигурни Уивер даже номинировали на «Оскар», как исполнительницу лучшей женской роли (что для боевиков – само по себе уникально). Успешным был и мировой прокат.

Джеймс получил абсолютную свободу действий: больше ничего не мешало ему воплощать свои идеи. Единственный нюанс — технические возможности киностудий того времени были слишком малыми для Джеймса.

«Терминатор-2: Судный день»

Ну а после «Чужих» настало время шедевра, который многими зрителями до сих пор считается лучшим боевиком за всё время существования кинематографа. Сам Камерон поначалу хотел снять картину о роботе-убийце лишь в одном экземпляре, использовав при этом все наработки, которые были накоплены в период шлифовки сценария. Но вышеупомянутые препятствия в техническом плане заставляли его ждать. Ожидание закончилось в 1991-ом – тогда компьютерная графика развилась настолько, что по поводу реалистичности всех происходящих на экране событий можно было больше не волноваться. Так свет увидел «Терминатор-2: Судный день».

На сегодняшний день это – один из наиболее удачных сиквелов, снятых когда-либо. Вобрав в себя только лучшие моменты из первой части, продолжение блеснуло множеством новых граней, и было таким же безупречным, как и другие творения великого Джеймса. Стомиллионный бюджет казался совсем незначительным в сравнении с полумиллиардной кассой, пятью статуэтками «Оскар» и небывалыми на то время спецэффектами. Эпическая лента о битве между добром и злом не давала зрителям ни шанса заскучать. Два с половиной часа пролетали, как мгновение. Картинка заняла почетное место в голливудском Зале Славы, став легендой.

Феноменальный успех сиквела «Терминатора» дал Камерону возможность основать собственную студию компьютерной графики, которую он назвал «Digital Domain». Между прочим, второй «Терминатор» был снят уже на студии Джеймса «Lightstorm Entertainment».

Камерон говорит, что он очень придирчиво отбирает предложенные проекты. Если появляются хотя бы малейшие сомнения – он отказывается. Время для Джеймса не имеет значение. Он считает своей задачей делать лишь хорошее кино.

Это интересно: Когда Камерону предлагали снять еще и третью часть «Терминатора» — режиссёр наотрез отказался, заявив, что по этой теме он уже смог сказать всё, что хотел. Джеймс не считал нужным поднимать уже законченную историю снова. В конце концов, «Терминатор-3» был снят другим режиссёром, и картина стала огромным разочарованием для многомиллионной армии поклонников данной истории.

«Правдивая ложь»

Переснятая с нуля «Тотальная слежка» от французского режиссёра Клода Зиди стала мощным, крепко сбитым боевиком, ни на миллиметр не отступивший от установившихся канонов идеальной картины в жанре «экшн», которые, кстати, сам Камерон и установил ранее. Стремительное действие, убедительные характеры героев и великолепное воплощение задумки в жизнь даже в незначительных мелочах – характерные черты Джеймса.

Для Шварценеггера, кстати, эта картина стала отдушиной после провалившегося «Последнего киногероя». Ну а сам Камерон получил возможность сделать развлекательное, чем-то – даже слегка ироничное кино, сильно полюбившееся зрителям. Бюджет, достигавший бюджета «Терминатора-2», отбился четырехкратно. Совсем немного не хватило до повторения успеха.

«Титаник»

Следующей работой стал «Титаник». И это был беспрецедентный триумф. Это был беспрецедентный бюджет. Это были беспрецедентные кассовые сборы. Практически всё в этом фильме стало первым в мире. Невероятно точно воссозданная атмосфера, идеально расписанная сюжетная линия, полная убедительность во всем. Что уж говорить, если даже дверные ручки на макетах были с миллиметровой точностью скопированы с реальных фотографий «Титаника». Сам корабль, кстати, в начале 20 века обошелся английской фирме «Уайт Стар Лайн» намного дешевле, нежели этот колоссальный фильм о его гибели.

«Титаник» стал событием №1 в кинематографе. 11 статуэток «Оскар» (столько за всю историю вручения награды собрал лишь «Бен Гур», а было это в далеком 1959-ом), кинопремия «Золотой Глобус», почти двухмиллиардные сборы, а также любовь зрителей лишь подтверждают это.

 «Аватар»

Ну а потом прошло почти 12 лет, пока зрители смогли увидеть новое творение Джеймса Камерона. За этот период Спилберг, например, выпустил около 10 фильмов. Но Камерон ждал очередного триумфа терпеливо, отчетливо понимая, что никто не ждёт от него проектов, которые хоть кто-то могу бы посчитать проходными. И время пришло.

Похоже, «Аватар» — наиболее масштабное событие, происходившее в мировом кинематографе когда-либо. Как объяснить подобный успех? Это и в совершенстве реализованные технологии 3D, и непревзойдённые спецэффекты, и актерская игра, и поразительная атмосфера. Всего просто не перечислить, так что не будет даже пытаться.

В 2016-ом состоится премьера «Аватара 2». Сомневается ли кто-то, что этот фильм ждёт весь мир?

Это интересно: Камерона можно назвать королём кино – ему удалось снять как один из наиболее дорогих в истории (почти 240 миллионов), так и наиболее прибыльный (2,8 миллиарда) фильм. На втором месте, кстати — «Титаник». Общие сборы всего лишь с этих двух фильмов составили 5 миллиардов долларов.  А еще – Джеймс без преувеличения может считаться создателем целого мира.

Кстати, Камерон является официальным советником NASA: он занимается разработкой проекта, который обеспечит высококачественную съемку поверхности Марса во время запланированной пилотируемой миссии на Красную планету.

Видео. Трейлер к фильму «Аватар»

Личная жизнь Джеймса Камерона

Джеймс был женат 5 раз. Его супругами успели стать:

  • Официантка Шерон Уильямс (1978 — 1984);
  • Продюсер Гейл Энн Хёрд (1985 — 1989);
  • Режиссёр Кетрин Бигелоу (1989 — 1991);
  • Актриса Линда Хемилтон (1997 — 1999);
  • Актриса Сьюзи Эмис (2000 — …).

Отметим, что Линда Хемилтон снималась в «Терминаторе» Камерона, а его нынешняя супруга, Сьюзи Эмис, принимала участие в съемках «Титаника».

В 1993 году Линда родила дочь, которую назвали Джозефиной. А Сьюзи подарила Камерону дочь Клэр (родившуюся в 2001-ом) и близнецов, которых зовут Элизабет Роуз, Куинн. Они появились на свет на 5 лет позже.

Article Categories:
Звездное досье

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 2 =


Яндекс.Метрика